Maria Santi:
pauvre femme noble
Automatique traduire
La Boyaryna Morozova ressemblait-elle à celle du célèbre tableau de la galerie Tretiakov? Et comment son histoire résonne-t-elle avec notre époque?
Rappelez le tableau. La protagoniste est représentée comme décharnée et féroce. Il semble que, si elle en avait la volonté, elle ferait mourir de faim quiconque oserait remettre en question son jugement. En regardant sa mort, ceux qui l’entourent prient ou rient. Les enfants compatissent, la pop est cruelle. On peut la regarder pendant des heures. Ce qui dans la vie est effrayant, dans l’art &ndash ; est fascinant.
Vasily Surikov - «Boyarynya Morozova» (1887)
Quel est le point commun entre cette histoire et l’époque moderne?
Mensonges.
Il est communément admis que la Boyarina était une fervente adepte du protopope Avvakum et qu’elle refusa malgré tout d’être baptisée avec trois doigts. Pour cette raison, elle fut torturée et mourut de faim.
Feodosia Prokopyevna Morozova n’était pas une fanatique, mais une riche veuve qui n’avait pas d’hommes puissants dans sa famille.
Attardons-nous plus en détail sur sa vie avant son arrestation. Dans toute la Russie, seuls les Stroganoff étaient plus riches qu’elle. Le carrosse de la veuve, décoré d’argent, était accompagné d’une suite d’une centaine de personnes. Du point de vue de l’importance de son capital, il conviendrait de comparer la Boyarina à Bill Gates ou Mikhail Khodorkovsky d’il y a douze ans.
Oui, Morozova gardait les misérables à la maison. Comme tous les autres boyards. C’était à la mode. «L’aumône coule de toi comme une petite goutte des profondeurs de la mer, et cela avec un serment» &ndash ; écrivait à son offensé le protopope Avvakum. À ce soi-disant chef spirituel, la millionnaire a envoyé huit roubles à la prison de Pustozersk. Et l’on nous dit qu’elle est allée jusqu’à la mort pour ses idées.
Avant son arrestation, Théodosie cherchait une épouse pour son fils unique. Et dans «Le conte de la Boyarina Morozova», lu par Surikov, ses paroles sont citées : «Donnez mon fils Ivan aux chiens, terrifiez-moi…. Je ne songerai pas à m’écarter de la piété, même si j’ai vu la beauté déchiquetée par les chiens». Croyez-vous que c’est ce que dit la mère?
Le tsar Alexei Mikhailovich a pris et restitué certains de ses biens à l’avance, afin de tester la réaction des boyards les plus pauvres. Se rebelleraient-ils ou la soutiendraient-ils? Ils ne se sont opposés qu’à l’exécution honteuse par le feu d’un représentant de leur cercle.
Pendant le procès, le fils, seul héritier, meurt. Les biens de la famille reviennent au tsar. Boyaryna Morozova accepte le martyre au nom de sa fortune. Et cela se serait probablement produit même si elle avait commencé à baptiser avec trois, dix doigts à la fois.
«Boyarynya Morozova» (Fragment)
Surikov n’a pas peint d’après nature, ce qui est compréhensible. Il a persuadé une mante religieuse du cimetière de Rogozhsky de poser pour lui. Il lui a donné l’apparence d’un corbeau blessé, une image qui l’a inspiré.
L’artiste a brillamment vendu l’œuvre pour 25 000 euros et a continué pendant longtemps à peindre ses clients dans les costumes d’époque de ses modèles.
Maria Santi
COMMENTAIRES: 5 Ответы
Уважаемая тезка! А почему Вы решили, что произведение живописного искусства – достоверный исторический документ? Художник – творец. Он создает свой образ, по своему прочитывает исторические события, акцентируя внимание на содержательной стороне сюжета, эмоциях изображенных и т.д. Проблема отъема средств у состоятельных бояр и её способы действительно перекликаются с современными событиями. Вы увидели фальшь в работе художника, который прежде всего воспевал гражданский подвиг боярыни, её жертвенность, что свойственны русской женщине. Опускаю живописное и композиционное решение этой картины, все итак очевидно. Хочу напомнить искусствоведу, какВы подписались, что картины не рисуют, их ПИШУТ!
Спасибо за эмоциональный отзыв, Мария. Именно об этом я и пишу: люди выдумывают героизм, чтобы закрыть глаза на бытовое насилие.
Ох рисуют. Даже расследование проводила, приставала к художникам с дурацким вопросом: а почему принято говорить писать картину? Из полученных ответов сделала собственный вывод: Ох рисуют. Для Марии Санти: правда намного нужнее.
Явное стремление принизить, оторвать вершки, оставив корешки. Погоня за мнимой "правдой", которая суть – упавшие в грязь осколки прекрасной вазы, по которым пытаются смело судить о целом. Очередной "искусствовед", пытающийся (о) судить русскую историю.
Мария! У Вас много достойных статей, которые я читаю. Но в этой – нет фактов. Совершенно – не убеждает. Это – не открытка, и Суриков не стал бы парится из за денег, что бы просто – напросто – лгать в таком монументальном произведении. Он работал над этой картиной не один день. И ни какой указ, или – приказ не заставили бы художника тратить лучшие творческие годы на создания лжи, даже бы если бы художник получил – приказ от царя. Это – не просто работа, эту работу вынашивал Суриков, чтобы оставить свой след в искусстве. Представьте, если бы А. Иванов в своей работе, " Явление Христа народу" Нарушил Евангельскую истину. Иванов писал в письмах, что если он, найдет образ Христа, – то пойдет красить заборы. Всякий художник ищет работу, которая бы сама вошла в историю мировой живописи. А. Иванов, так и не нашел образ Христа. Поэтому Иисус у него – не на переднем плане. Зато он нашел образ Предтечи, который и был показан им всесторонне. Но в своих исканиях, А. Иванов – единственный художник, который духовно поднялся до высот Св. Андрея Рублева. Он искал, и познавал истину. Так же как Н. Ге – познавал ее в своей работе над " Распятием". Художник уровня Сурикова – отдавал часть себя в своих работах. " Боярыня Морозова" – это – не пейзаж с речечкой. Это самовыражение и цель творчества художника. Может быть даже – цель его жизни. И если даже сам Царь предложил бы Сурикову написать ложь, за деньги, Суриков бы вообще – бросил живопись. Как Н. Ге – перестал писать, когда на него написали донос, что он пишет – не красивого – античного Христа. А какого то – бродягу. Сам Христос говорит: " Лисицы имеют норы, птицы имеют гнезда, а Сыну Человеческому негде голову приложить. Н. Ге рассудил, что Христос – будучи Сыном Божьим, может принять любой образ. И, раз Он взял себе в ученики простых, неграмотных рыбаков, то проповедуя Слово Божье, Он и был в образе Своих учеников, а не в Античном , слащавом образе с короной – на голове. Поэтому Н. Ге и создал " Распятие ", которое критики поняли только спустя 30 лет, после жизни художника. Хотелось бы еще услышать Ваше мнение о работе Флавицкого " Княжна Тараканова", там фактов – вообще мало. С удовольствием бы почитал, Вашу версию. С уважением Ваш читатель.
Vous ne pouvez pas commenter Pourquoi?